Надзорные мероприятия в отношении малого бизнеса сократятся

18.05.2016

С таким предложением выступило Министерство экономического развития. В частности, ведомство разработало проект федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», призванный изменить правила государственного и муниципального надзора в отношении организаций и граждан, ведущих предпринимательскую деятельность.

Свое решение Минэкономразвития объяснило тем, что текущее законодательством включает в себя порядка 200 различных нормативных актов, предусматривающих нормы государственного и муниципального надзора за субъектами бизнеса. Однако все эти акты между собой разрозненны, что влечет за собой дополнительные трудности для предпринимателей, так как препятствует созданию понятной системы контроля. Одновременно с этим порядок надзора уже давно должен был быть изменён в соответствии с принятием ряда решений, в числе которых особая поддержка субъектов малого предпринимательства.

Текущей версией законопроекта предусмотрено, что его нормы не коснутся:

  • контроль, осуществляемый президентом и парламентом;
  • правосудие;
  • прокурорский надзор;
  • внешний государственный аудит;
  • контроль за соблюдением избирательного законодательства и норм о референдуме;
  • мероприятия по пресечению противоправных деяний, представляющих угрозу государства, общественному порядку, населению;
  • оперативно-розыскные мероприятия, мероприятия по проведению дознания и предварительного следствия;
  • контроль при исполнении уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера;
  • расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений;
  • расследования причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
  • расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
  • расследования причин аварий в электроэнергетике;
  • производства по делам об административных правонарушениях.

В частности, данные виды контроля будут исключены по той причине, что они нуждаются в создании особых правил. В отношении же остальных видов надзора планируют создать единую систему, которая должна отличаться от действующей сегодня эффективностью и прозрачностью. Так, например, предусмотрено, что по новым правилам проверки бизнеса будут осуществляться в строгом соответствии с регламентами каждого отдельного органа надзора. А частота плановых проверок должна основываться на классах опасности осуществляемой предпринимательской деятельности. Планируется, что видов риска будет шесть - начиная низкими и заканчивая чрезвычайно высоким. Причем в отношении каждого класса хотят ввести отдельный закон или постановление правительства, регламентирующее частоту проведения надзорных мероприятий.

Авторы инициативы также хотят уточнить, какие формы муниципального и федерального надзора будут доступны контролерам. Исчерпывающий перечень включает в себя проверку, рейдовое обследование, наблюдение, мониторинг а также контрольную закупку. Данные вилы контроля будут дифференцировать, основываясь на хозяйственной деятельности. Так, например, при контроле лесов, дорог или транспорта контролеры смогут провести рейдовое обследование, а с целью пресечения нарушений при взаимодействии с объектами культурного наследия, окружающей среды и отдельных природных объектов проверяющие займутся открытым наблюдением с использованием фото- и видеоаппаратуры. Также проверяющим разрешат при необходимости опрашивать, допрашивать, осматривать, досматривать, осуществлять инвентаризацию и экспертизу и т. д.

Чиновники также предусмотрели максимальный срок для контрольных или внеплановых проверок. Он составляет 60 дней. Одновременно с этим предусмотрено, что общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении малого предпринимательства составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий - не более 15 часов в год.

На текущий момент сам механизм проведения проверок решено оставить неизменным. Как и раньше, перед проведением проверок нужно получать согласие прокуратуры. Одновременно с этим чиновники хотят закрепить в отдельном законе процедуру уведомления о плановом визите. Сама же процедура останется прежней. Без изменений останутся основания для проведения внеплановых проверок.

В Минэкономразвития выражают надежду на то, что новые правила вступят в силу уже со следующего года. При этом в ведомстве подчеркивают, что по большей части будут сохранены действующие нормы осуществления государственного и муниципального контроля. При этом в ситуациях, когда для вступления в силу закона необходимо создание новых нормативных актов, планируется предоставить правительству и парламенту год на их создание и принятие. Первичной в этом случае станет необходимость создания и регулирования национальной и ведомственных систем управления рисками при осуществлении государственного и муниципального надзора.

В связи с этой информацией Вам могут быть полезны такие юридические услуги нашей компании как:

По всем имеющимся у Вас вопросам обращайтесь прямо сейчас к нашим юристам и специалистам!

Заказать звонок
Наши эксперты свяжутся с Вами в ближайшее время после получения заявки. Пожалуйста, указывайте точный номер телефона
Мы Вам перезвоним сразу после получения заявки
заказать ЗВОНОК
вся заполненная информация является конфеденциальной и не будет передана третьим лицам